История

Очерк о парке культуры и отдыха Верхней Пышмы для наших читателей представляет руководитель муниципального архива, лауреат правительственных дипломов за лучшее проведение работ по использованию документов Архивного фонда России, оказание информационных услуг гражданам и организациям ВАЛЕНТИНА ВЯЛОВА.

 

Первым делом – культура и воспитание

Парки культуры и отдыха стали входить в жизнь нашей страны в 30-х годах прошлого столетия. Как водится, шествие «паркостроительства» началось с Москвы.

Тогда же было решено, для чего советским городам и весям нужны парки культуры и отдыха: «Парк культуры и отдыха является учреждением нового типа, сочетающим широкую политико-воспитательную работу с оздоровлением миллионов трудящихся», - говорилось в постановлении Московского горкома ВКП(б) от 30 сентября 1931 года. Собственно, поэтому и прижилось такое название «парк культуры и отдыха»: культурная (а значит и воспитательная, и идеологическая направленность) в работе городских парков ставилась на первое место.

Этим советские парки были совершенно отличны от «народных парков» стран Западной Европы и Америки. Их парки стояли в стороне от политики. Парк в «буржуазной стране» - это парк исключительно для отдыха и развлечений, парк ошеломляющих аттракционов и захватывающих кинофильмов. Иначе и быть не могло: если в СССР в основе общественной жизни лежала идеология, то на Западе – бизнес, извлечение прибыли. А на идеологическом воспитании, увы, много денег не заработаешь.

И пускай советские парки не были столь зрелищными, зато не уступали по посещаемости.

«Производительно работать – культурно отдыхать!»

Сталинской конституцией было утверждено право гражданина на отдых. Но отдыхать советские люди должны были по-особому: массово и организованно. Удобным инструментом реализации такой политики и стали парки культуры и отдыха.

Согласно официальной доктрине, парки строились под непосредственным руководством партии и правительства и лично товарища Сталина, указавшего при обсуждении генерального плана реконструкции столицы на необходимость создания в наших городах больших парковых массивов, а не маленьких сквериков. Именно так обеспечивалась «массовая нагрузка». Под парки отводили огромные территории, для прохождения массовых демонстраций в них проектировались широкие аллеи, для массовых гуляний – площадки. Заметим, что решение о строительстве верхнепышминского парка тоже принималось ещё при жизни «вождя и учителя», и зону под наш парк отвели немалую – 25 гектаров.

Осенью 1951 года Верхнепышминском рудоуправлению исполком Верхнепышминского городского Совета выделил земельный участок под строительство парка культуры и отдыха в городе Верхней Пышме. Участок был отведен «на северной окраине города от улицы Чкалова, с левой стороны шоссейной дороги, идущей в село Балтым».

Нельзя сказать, что расположение парка было выбрано искусственно, директивным методом. Напротив, местные власти учли настроения населения. Ещё задолго до решения строить парк, это место стало излюбленным местом отдыха горожан. Например, городская газета от 10 июня 1948 года в заметке: «В выходной день» сообщала: «В лесу на Маниной горке состоялось массовое гулянье рабочих и служащих. …Здесь к их услугам был духовой оркестр, два аккордеона, волейбол, городки. Были организованы коллективные танцы и игры. Работали два буфета. Участники гулянья прослушали лекцию «О жизни и деятельности Белинского».

Типовая технология «имени Ленинского комсомола»

«Учреждение нового типа» открылось в Верхней Пышме 50 лет назад. Приемочная комиссия оценила выстроенный читальный павильон, летний кинотеатр и танцплощадку. Комплекс сооружений парка в нашем городе ничем не отличался от сотен других советских ЦПКиО. Такова уж была советская действительность: всеобщая унификация, типовые технологии и образцы. В центре верхнепышминского парка – скульптура любимого вождя трудящихся В.И. Ленина. Скульптура так называемой советской тематики - неотъемлемая часть оформления любого городского парка. Скульптуры Ленина и Горького были особенно распространены. А белые колоннады у входа в парк были почти обязательными! К центру верхнепышминского парка, к эстраде и танцевальной площадке от входа вела длинная главная аллея, посыпанная щебнем, вдоль неё висели на столбах фонари. Полвека назад парки рассматривались лишь как «плацдарм для массовой работы», а не как произведения искусства.

Торжественное открытие парка было традиционно для нашего города приурочено к Дню Металлурга и состоялось 16 июля летом 1960 года. «…С 19 часов до глубокой ночи во вновь открытом парке слышались песни, смех, шутки, музыка. Манина гора… за всю свою жизнь еще не видела такого веселья многих тысяч пышминцев. Праздничный вечер, посвященный открытию парка культуры и отдыха имени Ленинского комсомола, завершился большим фейерверком. …17 июля парк культуры и отдыха предоставляется славному отряду советских металлургов – трудящимся медеэлектролитного завода».

Заметим, между решением о выделении земли под строительство парка и сдачей его в эксплуатацию – целых девять лет! Сейчас о причинах столь растянутого во времени строительства судить сложно. Можно сделать лишь косвенные предположения. Дело в том, что парки культуры и отдыха создавались силами общественности, в первую очередь комсомольцами. Бесплатный труд, как известно, не всегда отличается быстротой и ритмичностью. Вот и верхнепышминцы построили свой парк сами - «руками трудящихся», бесплатно отработав на субботниках. Например, девушки-комсомолки металлозавода (позже фирма «Радуга» - прим. В.В.) обустраивали центральную клумбу: носили и разравнивали землю, высаживали цветы. Молодежь рудника работала на летнем кинотеатре: носили щебень, засыпая землю между установленными скамейками для зрителей, обкладывали дерном заборчик, доделывали сцену и выносили мусор.

У нынешней парка культуры был предшественник. В решении исполнительного комитета Верхнепышминского горсовета от 7 июля 1960 года № 187 содержится директива: «С открытием парка культуры и отдыха прекратить проведение платных мероприятий в сквере ПМЭЗ (Пышминский медеэлектролитный завод, ныне – ОАО «Уралэлектромедь» - прим. В.В.)». Сад медеэлектролитного завода до открытия парка действительно привлекал «массу отдыхающей молодежи». В далёком 1948 году в газете «Красное знамя» можно было прочесть, что сад «имеет привлекательный вид – деревья… подрезаны, дорожки подчищены, территория приведена в надлежащий вид. В скором времени пускается красивый фонтан».

Но с 1960 года главным местом проведения крупных общегородских мероприятий стал новый парк. Поэтому было логично передать этот объект от Пышминского Рудоуправления отделу культуры горисполкома, что в октябре 1960 года и выполнило руководство нашего города.

В 1968 году директором парка была назначена Зоя Александровна Яковлева. Молодой руководитель: ей только исполнилось 30 лет. Зоя Александровна бессменно проработала в этой должности несколько десятилетий.

Парк - стройка комсомольская

 

1960г. Торжественное открытие верхнепышминского парка

 

Первые посетители парка (1960г.)

 

Плакаты

 

 

Справа от центральной аллеи парка агитплакат: «Производство мяса в 1956 году 16 млн. тонн»

 

Приглашение на дискотеку 60-х

 

 

«Духовная пища сообразно вкусам…»
Круглый год обслуживал население Верхнепышминский парк, соответственно меняя виды культурно-массовой работы. Гулянья и митинги, выставки искусства и техники, художественная самодеятельность, массовая физкультура, оборонная пропаганда — все эти мероприятия, проводимые на природе, сделали новое учреждение культуры популярным у горожан.
Ежегодно в апреле в парке проводилась уборка территории. Субботники проводились школьниками и педагогами города: они очищали территорию от листвы сухостоя, подрезали сухие ветки деревьев и кустарников.

А открывался летний сезон 9 Мая. Например, в 1965 году, в день 20-летия Победы над фашистской Германией, в парке в праздничном гулянье участвовало около десяти тысяч человек. В мае в парке проходили Праздники весны, Весенний бал молодежи. В начале июня - массовые гулянья «Навстречу лету». Одновременно кипела работа по благоустройству: на центральную клумбу каждое лето высаживалось 10-12 тысяч цветочных корней, дорожки подсыпались песком. В 1978 году в парке комсомольцами города было высажено 100 деревьев – аллея в честь 60-летия Ленинского комсомола.

Оснащение парка дорогостоящими аттракционами шло постепенно, с помощью средств предприятий города. Первыми были установлены «Русские качели». В 1965 году появилась карусель «Скачущие лошадки» и спортивный аттракцион «Лопинг». Планировалось, что для городской детворы приобретут и установят «Ветерок» - Опытный завод, комплект игровых автоматов – «Уралмаш», колесо обозрения – «Уралэлектромедь», автодром – промышленные предприятия на долевых началах, ракетоплан на 10 посадочных мест – Уральский завод химреактивов, «Ромашка» – горисполком». Возможность обозревать Верхнюю Пышму с высоты птичьего полета горожане получили в 1978 году, когда запустили «Колесо обозрения». Аттракционы в парке работали все лето. Правда, в основном в субботние, воскресные и праздничные дни. В обычные дни аттракционы обслуживали детей детских садов, дворовых площадок, городского пионерского лагеря.

В период расцвета верхнепышминского парка на его площадках широко праздновались День советской молодежи, День здоровья, День Военно-Морского флота, «Сабантуй», День воздушного флота СССР, День авиации и космонавтики («Нам крылья Родина дала» с запуска лучших авиамоделей кружковцев Дома пионеров), дни отдыха «Пусть воскресенье станет днем веселья». Все профессиональные праздники трудовые коллективы отмечали в городском парке: День Металлургов, День шахтера, День работников легкой промышленности, День работников советской торговли. Праздничные концерты организовывались силами художественной самодеятельности города, их программы были разнообразны и интересны, даже по современным меркам. В парке проводились показы мод, а в 1975 году работники культуры организовали городской конкурса на лучшую прическу. Организаторы, цитируя строчки отчета о работе, «стремились к тому, чтобы каждый пришедший в парк нашел … духовную пищу сообразно своим вкусам…».

«По первому снегу» - так назывался спортивный праздник, который открывал зимний сезон в парке культуры и отдыха. «В целях улучшения зимнего отдыха трудящихся» еще в январе 1960 года открыли в парке «лыжную прокатную базу» и приобрели 50 пар лыж. В парке устанавливалась новогодняя елка, строился снежный городок с горками и снежными фигурами. В 1962 году впервые был устроен праздник «Проводы русской зимы» с катанием на санном поезде, чаепитием на морозе. С тех пор «Проводы зимы» в парке стали хорошей городской традицией.

Всё лучшее – детям!

Немыслимо, описывая советское учреждение культуры, коим является парк, не остановиться на работе с детьми. Формирование «гражданина Советского Союза», как известно, начиналось задолго до выдачи паспорта. Закономерно, что парк культуры и отдыха выступал средоточием воспитательной работы «для детства и юношества».

Так, для верхнепышминских ребят, желающих проводить на свежем воздухе в парке весь день, в летние каникулы в две смены работал дневной пионерский лагерь.

Ежегодным детским мероприятием проходившем на сцене парка, был городской фестиваль пионерской песни. В павильоне работал читальный зал. Здесь же, в читальном павильоне, проводился еженедельный показ художественных и мультипликационных фильмов для детей и подростков. В конце 1970-х существовала замечательная традиция - каждую последнюю субботу месяца проводить в парке «День подростка».

В летний период посетителям парка предоставлялось футбольное поле, площадка для товарищеских встреч по настольному теннису и бадминтону. Например, с начала 1970-х годов в парке работала футбольная секция, насчитывавшая более 30 человек.
Среди интеллектуальных соревнований - одновременная игра на 10 шахматных досках.

На окраине парка была тренировочная площадка для служебных собак, занятия на ней регулярно проводила секция собаководов численностью около 20 участников.

Отчёт о работе нашего парка за 1975 год содержит укоризненные строки: «Но не все ребята приходят в парк для благих намерений. Одни помогают озеленить парк, следят за чистотой его и охраной природы, другие ломают деревья, инвентарь, аттракционы. Вот здесь и нам приходится приложить все свои знания педагогического мастерства, приложить усилия для перевоспитания подростков». Поэтому творческие работники регулярно, судя по документам, организовывали «профилактические» мероприятия с характерными названиями (например, праздник юннатов «Люби природу по-ленински»).

Танцуем просто и красиво

В течение всего летнего сезона ежедневно, кроме понедельника, в верхнепышминском парке проводились танцы на танцевальной веранде «под инструментальный ансамбль и радиолу».

В начале любого дела ошибок не избежать, а уж тем более, такого дела, как организация танцевальных вечеров! В 1965 году «ревнители нравственности» объединились под девизом: «За танцы красивые». Именно под таким заголовком опубликовала местная газета 30 мая 1965 года заметку: «… На танцплощадках нашего города нередко можно столкнуться с явлением, которое вызывает тревогу. Твист, рок-н-ролл, чарльстон занесены с запада и несут враждебную нам идеологию буржуазного мира. Им не место на наших вечерах отдыха… Самодеятельные оркестры, наскоро приглашенные на вечер, …аккомпанируют самым «ультрамодным» танцам. Отделу культуры следует установить контроль за программой танцевальных вечеров… Ведь нравятся молодежи танцы «Русский лирический», «Улыбка», «Вечерний ритм» и другие. Только нужно их больше пропагандировать. Открыт летний сезон в парке им. Ленинского комсомола, танцевальная веранда которого должна стать школой воспитания хорошего вкуса».

То ли эта критика возымела действие, то ли работники парка со временем «понабили шишек», но из текстов отчетов о работе парка несколько лет спустя мы узнаём: «На танцевальных вечерах молодежь знакомилась с правилами поведения на танцевальной площадке. В перерывах проводились встречи и беседы «Танцуем просто и красиво», «Приглашение к танцу». Вечера танцев сопровождал эстрадный ансамбль ДК Металлургов, на вечерах выступали певцы – солисты. Работал распределитель танцев».

Ещё одной формой музыкального досуга стали радиоконцерты по заявкам посетителей парка. Проводились беседы «Музыка музыке рознь». В 1975 году побывал в гостях и рассказал о своем творчестве композитор Е.П. Родыгин, автор знаменитой «Уральской рябинушки». Парк становился «местом воспитания культурных потребностей» - так это называлось в документах советской эпохи.

 

«Бойкая» советская торговля

 

Сцена летней эстрады не пустовала и зимой

 

   

Зима 1966 года

Торговая точка в культурном развитии

Советская торговля с её вечным дефицитом чуть было не поставила крест на развитии городской культуры. В документах той поры культурные работники не переставали отмечать низкий уровень торгового обслуживания отдыхающих: «Торговые буфеты работали очень плохо. Недостаточно было прохладительных напитков, мороженого, часы работы торговых точек не выдерживали и часто срывали дни отдыха трудящихся». «Уровень работы торговых точек плохо отражается на качестве проводимых культурных мероприятий в нашем парке».

«Где попить?» - под таким заголовком в газете «Красное знамя» в рубрике «Читатель задает вопрос» 6 июля 1974 года было опубликовано коллективное письмо посетителей парка: «Хорошо в солнечный день отдохнуть на лоне природы! Но если Вы задумаете пойти в городской парк, то отдых ваш будет омрачен, потому что вы не сможете здесь купить даже папирос, не говоря уже о мороженом или квасе. Почему трест столовых так скудно снабжает продуктами киоски парка? Антропова, Коробкова, Поспелов, Волков, посетители парка». Эта заметка обсуждалась на совещании работников торга. «Красное знамя», 22 августа того же года: «Указанные факты подтвердились, - отвечали руководители торга. - Разработан улучшенный ассортимент выпечки, снабжение фруктовой и минеральной водой производится централизованно, периодически завозится пиво».

Тайна парка

В шестидесятые годы в стране приобрели популярность лекции и тематические вечера «Гипноз и внушение». А в июне 1965 года в парке Верхней Пышмы проходила встреча с Розой Кулешовой и демонстрация опытов «кожного зрения». Роза охотно отвечала на вопросы и демонстрировала свои необычайные способности. Отвернувшись, безошибочно описывала изображение на открытках. Положив на пол книгу и скинув туфлю, она читала текст, водя по нему ногой, даже не опуская глаз. К ней подходили мужчины и женщины, она, с завязанными глазами касаясь их платьев и костюмов, безошибочно называла цвета ткани…. Те, кто был в тот вечер в парке, наверное, вспомнят впечатление от прикосновения к необъяснимой тайне. Тайна эта, кстати, не разрешена до конца учеными и по настоящее время. Этого человека феноменальных способностей уже нет, а в 1960-е тагильчанка Роза Кулешова имела мировую известность! Ей удавалось распознавать знаки и даже прочитывать крупные буквы пальцами рук, при этом тексты лежали в плотных конвертах, а глаза женщине завязывали.

КБ художников-оформителей

В 1966 году Исполкомом Верхнепышминского горсовета было принято решение от 28 января об открытии художественно-оформительской мастерской в парке культуры и отдыха. Аргументировалось решение «целями улучшения оформления и содержания наглядной агитации на предприятиях, кинотеатрах, на улицах города». Таким образом, парк становился своего рода художественной мастерской городского масштаба. Согласно архивным документам, мастерская начала работать с 1971 года, при ней был создан художественный совет. Выполнялись самые разные работы: чеканка, планшетная работа, стенды, резьба по дереву и гипсу, плакаты, вывески. Особенно напряженно трудились художники накануне первомайских и ноябрьских демонстраций, изготавливая оформление для праздничных колонн. В 1978 году в составе мастерской было уже семь художников. В парке организовывали художественные выставки. Например, в октябре–ноябре 1978 года проводилась выставка самодеятельного художественного творчества навстречу 60-летнему юбилею Ленинского комсомола, в которой приняли участие тринадцать художников нашего города, было представлено свыше 70 работ. Главный приз Горкома ВСЛКСМ был вручен Р.З. Айбулатову – тогда художнику парковой мастерской.

Усилиями живописцев парк был буквально «пропитан» звучными лозунгами, победоносными социалистическими девизами. Например, лозунги: «Сегодня отдохните лучше, чем вчера», «Ленинским курсом к победе коммунизма!», «Производительно работать – культурно отдыхать» долгое время украшали парк. В читальном зале были оборудованы стенды «Ленин – вечно живой», «Этапы пятилетки», «Сделано в Пышме – отлично!». Лозунги и стенды регулярно обновлялись, но, похоже, особого творчества выбор тематики не предполагал. Например, в 1977 году, в год помпезного празднования 60-летия Великого Октября, появился лозунг «Сегодняшние свершения советского народа есть прямое продолжение дела Октября! Л.И.Брежнев», «Планы партии – планы народа». В 1978 году, когда страна начала жить по новой Конституции, в центре парка были установлены стенды «Мы принимаем новую Конституцию СССР», «Пятилетке – ударный труд миллионов», «Женщины мира, боритесь с происками империализма», а на главной аллее парка– ордена Ленинского комсомола. Судя по документам, коллектив парка справлялся с поставленной перед ним задачей - «дать возможность трудящимся использовать свободное время не только для развлечений, но пополнения своих знаний, расширения кругозора, получения информации о новом в жизни нашей страны». А разве могло быть по-другому в условиях постоянного контроля за положением дел на идеологическом фронте?

Наружной агитацией в виде стендов визуальная часть работы городского парка не исчерпывалась. В летний период показывались хроникально-документальные фильмы: «Битва под Сталинградом», «Город герой – Ленинград», «Курская дуга», «Пионеры–герои в Великой Отечественной войне», «БАМ – стройка комсомольская».

Идеология ушла. Что осталось?

Следует признать, что изначально задуманная идея советского парка как территории, предназначенной не только для развлечений и забав, но и для проведения воспитательной, просветительской работы и организации общения людей, была успешно реализована.
Парки на долгие годы стали любимым местом для отдыха и развлечений.

Новое время вносит свои коррективы, сферу досуга охватила массовая коммерциализация. И по объективным причинам верхнепышминский парк вряд ли мог выдержать проверку рыночными условиями. Увы, сейчас ограниченный спрос небольшого по численности населения Верхней Пышмы делают невыгодными инвестиции в развитие и содержание парка культуры. А затраты требуются огромные! Даже в городе-миллионнике Екатеринбурге мы не видим сегодня большого разнообразия оснащенных парковых площадок. Недавно мне довелось посетить парк имени Маяковского. Плата за вход – 50 рублей, каждый аттракцион – 100-150 и выше. Конечно, не запредельные цены, но отдых для семьи из трех-четырех человек обойдется в ощутимую сумму. Много ли желающих отдохнуть за деньги будет в парке Верхней Пышмы и хватит ли посетителей хотя бы для окупаемости капиталовложений? Какие бы пафосные дискуссии мы ни развивали о нашем парке культуры и отдыха, с какой бы критикой ни обрушивались на городскую власть, от таких подсчетов в сегодняшних реалиях никуда не уйти.

 

Концерт художественной самодеятельности металлургов

 

Аттракцион "Русские качели"

 

Роза Кулешова

 

Концерт художественной самодеятельности металлургов

 

 

МБУК "МАНИН ПАРК"

ИНН 6606036006, КПП 668601001

Адрес: 624090, Свердловская обл., Верхняя Пышма г, Чкалова ул. 87

Руководитель: Бобровский Кирилл Константинович, директор

Контактный телефон: +7 (34368) 7-75-80

График работы: пн-пт с 9.00-18.00